Как подобрать моторное масло? Спецификации и одобрения.
Масло для двигателя является одним из самых важных элементов для обеспечения надлежащей работы автомобиля. Они выполняют множество задач, включая снижение износа двигателя, уменьшение трения механизмов, предотвращение коррозии и охлаждение двигателя. Однако, правильный выбор масла может оказаться непростым, ведь существует множество спецификаций и одобрений.
Спецификация и одобрение - это два разных понятия, которые связаны с классификацией моторных масел, но имеют разные значения.
Спецификация моторного масла - это набор требований, определяющих характеристики масла, такие как его вязкость, защитные свойства, совместимость с материалами, устойчивость к окислению и т.д. Спецификации разрабатываются индустриальными организациями, такими как API, ACEA, ILSAC, JASO и др., и позволяют определить, соответствует ли данное моторное масло требованиям для определенных типов двигателей.
Одобрение моторного масла - это заявление автопроизводителя, что данное масло соответствует требованиям, установленным им для использования в своих двигателях. Производители автомобилей проводят тесты на моторных маслах, чтобы убедиться, что они обеспечивают достаточную защиту и производительность для конкретных двигателей, и если масло успешно проходит тесты, оно получает одобрение производителя автомобиля. Некоторые производители автомобилей могут дополнительно требовать определенной спецификации масла, чтобы оно соответствовало их требованиям.
Таким образом, спецификация моторного масла определяет его характеристики, а одобрение моторного масла подтверждает, что это масло соответствует требованиям производителя автомобиля и может использоваться в конкретных двигателях. Оба этих параметра важны при выборе моторного масла, и рекомендуется выбирать масла, которые соответствуют как спецификации, так и одобрению производителя автомобиля.
Профессионально подберем масло для вашего двигателя.
При покупке масла у нас — замена бесплатно.
- Международная спецификация SAE
- Американская классификация API
- Стандарты комитета ILSAC
- Европейские стандарты ACEA
- Японские стандарты JASO
- Спецификации производителей масл
- Стандарты производителей автомобилей
SAE (Society of Automotive Engineers)
Спецификация SAE (Общество автомобильных инженеров) представляет собой систему классификации, используемую для определения вязкости моторных масел. Вязкость относится к сопротивлению жидкости течению, и очень важно поддерживать надлежащую вязкость для оптимальной работы вашего двигателя.
Спецификация SAE состоит из двух чисел, разделенных дефисом, например, 5W-30 или 10W-40. Первая цифра, за которой следует буква «W», указывает вязкость масла при низких температурах или его «зимний» рейтинг. «W» означает «зима», и чем меньше число, тем лучше масло будет работать при низких температурах. Второе число представляет собой рейтинг вязкости масла при высоких температурах или его «летний» рейтинг. Чем выше число, тем гуще будет масло при высоких температурах.
Например, масло 5W-30 жиже при низких температурах, чем масло 10W-30. Рейтинг «W» 5W означает, что масло было протестировано и одобрено для использования зимой или в холодную погоду. 30 указывает на то, что вязкость масла при высоких температурах подходит для использования в двигателях, которым требуется класс вязкости 30.
Важно выбрать правильную вязкость масла для вашего двигателя, так как использование неправильной вязкости может привести к повреждению двигателя и снижению производительности. Производитель вашего автомобиля указывает рекомендуемый диапазон вязкости в руководстве по эксплуатации. Следуйте этим рекомендациям, чтобы обеспечить долговечность и производительность вашего двигателя.
Дополнительно к классификации по вязкости, спецификация SAE также предоставляет информацию о характеристиках работы масла при различных температурах. SAE разработало несколько тестов, чтобы оценить свойства масла при различных температурах, включая тесты холодной прокрутки (CCS) и вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига (HTHS).
Тест CCS измеряет способность масла течь и обеспечивать достаточную смазку при низких температурах. Тест моделирует запуск холодного двигателя, измеряя вязкость масла при -30°C или -35°C, в зависимости от классификации SAE. Меньшее значение CCS указывает на лучшую работу масла при низких температурах.
Вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига (HTHS) измеряет способность масла сохранять стабильную вязкость при высоких температурах и при высоких скоростях сдвига, например, в подшипниках и передачах двигателя. Более высокое значение HTHS указывает на лучшую работу масла при высоких температурах.
Стоит отметить, что спецификация SAE не дает информации о качестве масла или его пригодности для конкретных типов двигателей. Другие спецификации и одобрения, такие как упомянутые ранее, необходимы для обеспечения того, чтобы масло соответствовало требованиям для вашего конкретного двигателя.
API (American Petroleum Institute)
Стандарт API (Американский институт нефти) - это набор спецификаций и классификаций, разработанных индустрией нефтепродуктов и автомобильной промышленности в США для моторных масел. API классификация определяет совместимость моторного масла с определенными типами двигателей, а также обеспечивает рекомендации по выбору масла.
API классификация состоит из буквенного и числового кода. Буква S означает, что моторное масло предназначено для бензиновых двигателей, а буква C - для дизельных. Числовой код обозначает уровень производительности моторного масла. Чем выше уровень, тем лучше защита двигателя и большая стойкость к окислению.
API классификация для бензиновых двигателей включает следующие уровни производительности:
- API SA - первая API классификация, предназначенная для использования в простых, старых двигателях.
- API SB - улучшенная версия API SA, выпущенная в 1930-х годах.
- API SC - выпущена в 1964 году и предназначена для использования в двигателях, оборудованных гидравлическими толкателями и гидромуфтами.
- API SD - выпущена в 1968 году и является улучшенной версией API SC.
- API SE - выпущена в 1972 году и обеспечивает улучшенную защиту двигателя при высоких температурах.
- API SF - выпущена в 1980 году и является улучшенной версией API SE.
- API SG - выпущена в 1989 году и обеспечивает улучшенную защиту двигателя от отложений и коррозии.
- API SH - выпущена в 1993 году и является улучшенной версией API SG.
- API SJ - выпущена в 1997 году и обеспечивает улучшенную защиту двигателя от окисления и нагара.
- API SL - выпущена в 2001 году и обеспечивает еще большую защиту двигателя от нагара и износа.
- API SM - выпущена в 2004 году и обеспечивает дополнительную защиту от износа и коррозии.
- API SN - выпущена в 2010 году и обеспечивает лучшую защиту
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee)
ILSAC (Международный комитет по стандартизации и утверждению смазочных материалов) - это комитет, который был создан автомобильными производителями и производителями моторных масел с целью разработки стандартов качества моторных масел, которые соответствуют требованиям современных двигателей.
ILSAC устанавливает два стандарта: GF-5 и GF-6. Стандарт GF-5 был выпущен в 2010 году и включал в себя новые требования к топливной экономичности и защите двигателя от износа. Стандарт GF-6 был выпущен в 2019 году и включает в себя еще более строгие требования к топливной экономичности и улучшенную защиту двигателя от износа.
Стандарты устанавливают следующие требования:
- HTHS (High-Temperature High-Shear) - это тест, который измеряет вязкость масла при высокой температуре и высоких скоростях сдвига. Для соответствия стандарту GF-5 значение HTHS должно быть не менее 2,6 мПа·с, а для стандарта GF-6 - не менее 2,9 мПа·с.
- Топливная экономичность - моторные масла должны обеспечивать более высокую топливную экономичность, чем требуется в предыдущих стандартах.
- Защита от коррозии - моторные масла должны обеспечивать защиту от коррозии и ржавления двигателя.
- Совместимость с системами очистки выхлопных газов - моторные масла должны быть совместимы с системами очистки выхлопных газов (например, с катализаторами).
- Улучшенная защита от износа - моторные масла должны обеспечивать улучшенную защиту двигателя от износа и увеличивать срок службы двигателя.
- Совместимость с уплотнениями - моторные масла должны быть совместимы с уплотнениями двигателя.
- Обратная совместимость - моторные масла, соответствующие стандарту GF-6, должны быть обратно совместимы со стандартами предыдущих поколений (GF-5, GF-4 и т.д.).
- ILSAC GF-6A: выпущен в 2019 году, разработан для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Улучшенная формула обеспечивает более высокий уровень защиты двигателя, уменьшение трения и повышение экономичности топлива.
- ILSAC GF-6B: также выпущен в 2019 году и разработан для бензиновых двигателей, но с использованием более тяжелых масел. Этот стандарт относится к моторным маслам с более высокой вязкостью и используется в двигателях с высокими километражами.
- ILSAC GF-5: стандарт, выпущенный в 2011 году, разработанный для бензиновых двигателей с уменьшенным содержанием серы и фосфора. Он предназначен для уменьшения вредных выбросов и повышения экономичности топлива. Этот стандарт также обеспечивает более высокий уровень защиты двигателя и продлевает срок его службы.
- ILSAC GF-4: выпущен в 2004 году, разработан для бензиновых двигателей с высокими километражами. Он также содержит меньше серы и фосфора для уменьшения вредных выбросов. Этот стандарт предоставляет хорошую защиту двигателя и продлевает срок его службы.
ACEA (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles)
Стандарт ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) - это еще одна система классификации моторных масел, которая широко используется в Европе. Она состоит из четырех основных категорий (A, B, C и E), каждая из которых имеет несколько подкатегорий, указывающих на уровень производительности и одобрения масла.
Категория A означает, что масло предназначено для бензиновых двигателей, а категория B - для дизельных двигателей. Категории C и E предназначены для тяжелых нагрузок и коммерческих транспортных средств, соответственно.
Каждая категория ACEA имеет свои подкатегории, которые соответствуют конкретным требованиям к маслам. Например, категория ACEA A1/B1 означает, что масло соответствует требованиям для бензиновых и дизельных двигателей с низким уровнем эмиссий, тогда как категория ACEA A5/B5 означает, что масло соответствует более строгим требованиям к экономии топлива и уменьшению трения.
Кроме того, стандарт ACEA также определяет требования к маслам для использования в автомобилях с системами очистки выхлопных газов, такими как DPF и SCR. Такие масла имеют дополнительные требования к низкому содержанию серы и фосфора, чтобы предотвратить повреждение систем очистки.
Правильный выбор масла в соответствии с требованиями ACEA не только обеспечивает оптимальную производительность двигателя, но и увеличивает срок его службы. Поэтому очень важно следовать рекомендациям производителя автомобиля и использовать масла, которые соответствуют не только требованиям API, но и требованиям ACEA.
Кроме того, внутри каждой категории и подкатегории ACEA есть спецификации, которые определяются производителями моторных масел. Эти спецификации дополнительно указывают на уровень производительности и одобрения масла.
Например, спецификация ACEA A3/B4 соответствует требованиям для высокоэффективных моторных масел для дизельных двигателей с турбонаддувом, а также для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском. Эта спецификация обеспечивает защиту от износа и надежную работу при высоких температурах, что является особенно важным для автомобилей, используемых в условиях тяжелых нагрузок.
Кроме того, некоторые производители автомобилей имеют свои собственные спецификации моторных масел, которые также необходимо учитывать при выборе масла для двигателя. Например, Volkswagen использует спецификацию VW 502 00 для бензиновых двигателей и VW 505 01 для дизельных двигателей с насос-форсункой. Спецификации этих производителей обычно указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При выборе моторного масла для вашего автомобиля, всегда учитывайте требования производителя двигателя и автомобиля. Использование масла, которое не соответствует рекомендациям производителя, может привести к проблемам с работой двигателя и даже к потенциальным повреждениям.
JASO (The Japanese Automotive Standards Organization)
Стандарты JASO (Японская организация автомобильных стандартов) — это набор требований и тестов, разработанных для оценки качества и безопасности автомобильных компонентов и жидкостей.
Стандарты JASO охватывают широкий спектр автомобильных продуктов, включая моторные масла, трансмиссионные жидкости, трансмиссионные масла, тормозные жидкости и охлаждающие жидкости. Они широко признаны и используются автопроизводителями и поставщиками не только в Японии, но и в других странах, особенно в Азии.
JASO DH-1 —cтандарт предназначен для дизельных двигателей большой мощности, которые соответствуют стандартам выбросов для Японии, Северной Америки и Европы. Стандарт DH-1 гарантирует, что масло обладает хорошими низкотемпературными свойствами, защитой от износа и стойкостью к окислению, среди прочих требований. Масла DH-1 обычно используются в дизельных двигателях грузовиков, автобусов и других транспортных средств большой грузоподъемности.
JASO DL-1 — cтандарт предназначен для дизельных двигателей с низким уровнем выбросов, которые соответствуют стандартам выбросов для Японии, Северной Америки и Европы. Масла DL-1 имеют низкое содержание SAPS (сульфатной золы, фосфора и серы), что способствует снижению выбросов и увеличению срока службы систем доочистки выхлопных газов. Масла DL-1 обычно используются в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков.
JASO GL-1 — стандарт применяется к редукторным маслам на основе минеральных масел прямого действия для механических коробок передач и дифференциалов транспортных средств. Стандарт устанавливает требования к вязкости масла, противоизносным свойствам и совместимости с желтыми металлами, такими как бронза и латунь.
JASO GL-4 —стандарт распространяется на трансмиссионные масла для механических коробок передач и дифференциалов транспортных средств, в том числе с синхронизаторами. Стандарт устанавливает требования к вязкости масла, противоизносным свойствам и совместимости с желтыми металлами.
JASO GL-5 —стандарт распространяется на трансмиссионные масла для механических коробок передач и дифференциалов транспортных средств, в том числе с гипоидными передачами. Стандарт устанавливает требования к вязкости масла, противозадирным свойствам и совместимости с желтыми металлами.
JASO MA2 — cтандарт предназначен для четырехтактных мотоциклетных двигателей с мокрым сцеплением. Масла MA2 обладают низкими фрикционными свойствами, что предотвращает проскальзывание сцепления и обеспечивает плавное переключение передач. Они также обладают высокими моющими и диспергирующими свойствами, что позволяет поддерживать чистоту двигателя и защищать его от износа. Масла MA2 обычно используются в мотоциклах с интегрированными системами двигателя и трансмиссии.
JASO MB — cтандарт предназначен для четырехтактных мотоциклетных двигателей с раздельной трансмиссией. Масла MB обладают более высокими фрикционными свойствами, чем масла MA2, и защищают шестерни и подшипники в трансмиссии. Они также обладают высокими моющими и диспергирующими свойствами, что позволяет поддерживать чистоту двигателя и защищать его от износа. Масла MB обычно используются в мотоциклах с механическими коробками передач и отдельными коробками передач.
JASO FC/FD —эти стандарты применяются к моторным маслам для двухтактных двигателей мотоциклов и других небольших двигателей. JASO FC — стандарт с более низкой производительностью, а JASO FD — стандарт с более высокой производительностью. Стандарты устанавливают требования к смазывающей способности, моющим свойствам и дымности выхлопных газов.
JASO T904:2016 — стандарт включает испытания моющих, диспергирующих, противоизносных свойств и термической стабильности масла. Эти тесты предназначены для того, чтобы убедиться, что масло соответствует эксплуатационным требованиям современных мотоциклетных двигателей и обеспечивает достаточную защиту от износа и образования отложений.
Стандарты автопроизводителей
Крупнейшие автопроизводители имеют свои собственные спецификации моторных масел, которые разрабатываются совместно с ведущими производителями масел. Ниже мы рассмотрим некоторые из них:
- BMW Longlife-01: это спецификация моторных масел для BMW с бензиновыми двигателями. Она требует использования моторных масел с высокой степенью защиты от износа и отложений, а также сниженным уровнем золы, серы и фосфора. Спецификация BMW Longlife-01 также требует соответствия стандарту ACEA A3/B3 или A3/B4.
- Mercedes-Benz 229.5: это спецификация моторных масел для Mercedes-Benz с бензиновыми и дизельными двигателями. Она требует использования моторных масел с высоким уровнем защиты двигателя от износа, а также сниженным уровнем золы, серы и фосфора. Спецификация Mercedes-Benz 229.5 также требует соответствия стандарту ACEA A3/B3 или A3/B4.
- Volkswagen 504.00/507.00 это спецификация моторных масел для Volkswagen с дизельными двигателями и бензиновыми двигателями, оснащенными системой нейтрализации оксидов азота (NOx). Она требует использования моторных масел с высоким уровнем защиты двигателя от загрязнений, а также сниженным уровнем золы, серы и фосфора. Спецификация Volkswagen 504.00/507.00 также требует соответствия стандарту ACEA C3.
- General Motors dexos: это спецификация для автомобилей General Motors, включая Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. Она требует использования моторных масел с высокой степенью защиты двигателя от износа и отложений, а также сниженным уровнем золы, серы и фосфора. Спецификация General Motors dexos также требует соответствия стандарту API SN или ILSAC GF-5.
- Ford WSS-M2C913-B: это спецификация моторных масел для автомобилей Ford с бензиновыми двигателями. Она требует использования моторных масел с высокой степенью защиты двигателя от износа и отложений, а также сниженным уровнем золы, серы и фосфора. Спецификация Ford WSS-M2C913-B также требует соответствия стандарту ACEA A1/B1.
- Toyota рекомендует использовать моторные масла, которые соответствуют стандарту API SN или ILSAC GF-5, а также соответствуют требованиям Toyota Genuine Motor Oil.
- Honda рекомендует использовать моторное масло, соответствующее спецификации Honda/Acura HTO-06 для бензиновых и дизельных двигателей. Эта спецификация соответствует требованиям API SN/ILSAC GF-5 и ACEA A5/B5.
- Hyundai и Kia рекомендуют использовать моторное масло, соответствующее спецификации API SN/ILSAC GF-5 для бензиновых двигателей и API CJ-4 для дизельных двигателей. Они также рекомендуют моторное масло, соответствующее спецификации ACEA A5/B5 для бензиновых двигателей и ACEA C3 для дизельных двигателей.
- Nissan рекомендует использовать моторное масло, соответствующее спецификации API SN/ILSAC GF-5 для бензиновых двигателей и API CJ-4 для дизельных двигателей. Они также рекомендуют моторное масло, соответствующее спецификации ACEA A5/B5 для бензиновых двигателей и ACEA C3 для дизельных двигателей.
- Volvo рекомендует использовать моторное масло, соответствующее спецификации Volvo VCC RBS0-2AE для бензиновых и дизельных двигателей.
- Audi рекомендует использование масел, удовлетворяющих стандарту VW 504 00 / 507 00, который является частью системы Longlife Service. Он предназначен для автомобилей, оборудованных топливными системами с пониженным выбросом содержания серы, такими как дизельные двигатели с фильтром твердых частиц (DPF) или бензиновые двигатели с каталитическими нейтрализаторами окислов азота (NOx).
- Porsche рекомендует использовать масла, соответствующие стандарту Porsche A40, который является одним из самых жестких стандартов моторных масел в индустрии. Он был разработан специально для двигателей Porsche и требует использования масел с высокой степенью защиты от износа и термической стабильности.
Спецификации производителей масла
Компании Mobil, Castrol и Shell являются крупнейшими производителями моторных масел в мире. Ниже приведены подробности о некоторых спецификациях моторных масел этих компаний.
Mobil
Mobil предлагает несколько серий моторных масел, включая Mobil Super, Mobil 1, Mobil Delvac и другие. Вот некоторые из их спецификаций:
- Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W-30: Это синтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, которое соответствует ACEA A5/B5 и API SN/CF. Оно также одобрено Ford WSS-M2C913-C, Ford WSS-M2C913-D, и Jaguar Land Rover STJLR.03.5003.
- Mobil 1 ESP Formula 5W-30: Это полностью синтетическое моторное масло, разработанное специально для автомобилей с системами нейтрализации отработавших газов, таких как сажевые фильтры дизельных двигателей. Оно соответствует ACEA C2/C3 и API SN/SM/SL/SJ/CF. Оно также одобрено многими автопроизводителями, включая BMW Longlife 04, Mercedes-Benz 229.31/229.51, Porsche C30 и Volkswagen 504 00/507 00.
- Mobil Delvac 1 ESP 5W-30: Это полностью синтетическое моторное масло, разработанное специально для дизельных двигателей, которые соответствуют стандартам Tier 4 Final и Euro IV, V и VI. Оно соответствует ACEA E6/E7/E9 и API CJ-4. Оно также одобрено многими автопроизводителями, включая Cummins CES 20081, Detroit Fluids Specification 93K222, Mack EO-O Premium Plus, MAN M 3477/M 3575, Mercedes-Benz 228.31/228.51 и Volvo VDS-4.5.
Всегда в наличии моторное масло Mobil в канистрах и на розлив.
При покупке масла у нас — замена бесплатно.
Castrol
Castrol также предлагает несколько серий моторных масел, включая Castrol Edge, Castrol GTX и Castrol Magnatec. Некоторые из их спецификаций:
- Castrol Edge 5W-30 LL: Это полностью синтетическое моторное масло, которое соответствует ACEA C3 и API SN/CF. Оно также одобрено многими автопроизводителями, включая BMW Longlife-04, Mercedes-Benz 229.31/229.51 и Volkswagen 504 00/507 00.
- Castrol GTX Ultraclean 5W-30: Это синтетическое моторное масло Castrol также имеет свои собственные спецификации моторных масел. Одна из наиболее распространенных в Европе - это Castrol EDGE, которая была разработана для использования в автомобилях с высокими показателями мощности. Castrol EDGE обеспечивает защиту от износа двигателя при высоких нагрузках и температурах, а также способствует экономии топлива.
Shell
Компания Shell также предлагает множество спецификаций моторных масел, включая Shell Helix Ultra и Shell Helix HX7. Shell Helix Ultra обеспечивает максимальную защиту двигателя от износа, сохраняя его в чистоте и снижая расход топлива. Shell Helix HX7 также предназначена для повседневного использования, обеспечивая защиту двигателя от износа и отложений, а также повышая производительность двигателя.
Спецификации моторных масел Mobil, Castrol и Shell обеспечивают защиту двигателя от износа, коррозии и отложений. Каждая спецификация имеет свои уникальные особенности и рекомендации по применению, поэтому выбор правильной спецификации моторного масла важен для обеспечения максимальной производительности двигателя и продления срока его службы.
Важно отметить, что использование неподходящего моторного масла может привести к серьезным проблемам с двигателем автомобиля. Поэтому перед выбором моторного масла необходимо убедиться, что оно соответствует требованиям автопроизводителя, а также требованиям стандартов и спецификаций, которые применяются для конкретного автомобиля. В случае сомнений, следует обратиться к профессиональному автосервису, который поможет подобрать наиболее подходящее моторное масло для конкретной модели автомобиля.






